Доступная среда

      Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.        
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
МБДОУ детский сад «Теремок» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья — речевые нарушения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение (дизартрия м.п.);
В ДОУ созданы условия для обучения детей с ОВЗ с речевыми нарушениями, частично созданы условия для обучения детей-инвалидов с умственными и слуховыми нарушениями.
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и  инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Конструктивные особенности здания (2014 г ввода в эксплуатацию) не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет звонок при входе.  Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Доступ к кабинету заведующего, методическому и медицинскому кабинетам обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в детский сад
Дошкольное образовательное учреждение посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями речи.  
В Образовательном учреждении реализуются:
— адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи);
Организация доступности объекта для инвалидов — форма обслуживания
 N
п/п
Категория инвалидов
нарушения
Вариант организации
доступности объекта
(формы обслуживания)
1
Все категории инвалидов
в том числе инвалиды:
2
передвигающиеся на креслах-колясках
не доступно
3
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Доступно частично избирательно
4
с нарушениями зрения
Доступно частично избирательно
5
с нарушениями слуха
доступно полностью
6
с нарушениями умственного развития
 доступно полностью
 
 
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
N
п/п
Основные структурно-функциональные зоны
Состояние доступности, в
том числе для основных
категорий инвалидов
1
2
Территория, прилегающая к зданию (участок)
Вход (входы) в здание
доступно полностью всем
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, временно недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями  умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха
3
Путь (пути) движения внутри здания
т.ч. пути эвакуации)
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями  умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха
4
Зона целевого назначения здания
посещения объекта)
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями  умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха
5
Санитарно-гигиенические помещения
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями  умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха
6
Система информации и связи (на всех зонах)
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями  умственного развития
7
Пути движения к объекту от остановки транспорта)
индивидуальное решение с ТСР
При организации питания обучающихся создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. При предоставлении  справки из медицинского учреждения о необходимости специального питания для отдельных воспитанников, учреждение корректирует меню согласно предоставленным документам.
Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока оснащено необходимым техническим оборудованием: электрическими плитами, холодильником, морозильными камерами, электромясорубкой.. Посуда и кухонное оборудование — в достаточном количестве, своевременно пополняется и обновляется.
Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Режим питания является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание. В дошкольном учреждении организовано 3-х разовое питание (завтрак, обед, полдник) воспитанников, которое осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, утвержденного заведующим МБДОУ. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Нормы-питания
В МБДОУ созданы условия по обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. В МБДОУ используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
С целью своевременного выявления имеющихся нарушений в развитии детей и организации дальнейшей коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум, целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ   обучающихся
МБДОУ детский сад «Теремок» имеет подключение к сети Интернет. Для обеспечения безопасности работы в сети провайдером установлена контент-фильтрация.
В рамках образовательного процесса допускается использование информационных образовательных ресурсов сети Интернет под руководством педагога, проводящего  занятие. Исключён самостоятельный доступ детей, в том числе с ОВЗ и инвалидов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  без присутствия педагога.
Компьютерных классов — нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ детский сад «Теремок», на котором существует версия для слабовидящих.
Самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с использованием имеющихся технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие общежития, интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
В нашем детском саду проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры (далее – ОСИ) с целью объективной оценки состояния доступности услуг, оказываемых на ОСИ, и определения необходимой адаптации ОСИ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Были созданы унифицированные учетные документы:
Приказ от 09.11.2015 № 1309  «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ»