Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении, старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
МБДОУ детский сад «Теремок» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья — речевые нарушения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение (дизартрия м.п.);
В ДОУ созданы условия для обучения детей с ОВЗ с речевыми нарушениями, частично созданы условия для обучения детей-инвалидов с умственными и слуховыми нарушениями.
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Конструктивные особенности здания (2014 г ввода в эксплуатацию) не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет звонок при входе. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Доступ к кабинету заведующего, методическому и медицинскому кабинетам обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в детский сад.
Дошкольное образовательное учреждение посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями речи.
В Образовательном учреждении реализуются:
— адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи);
Организация доступности объекта для инвалидов — форма обслуживания |
||
Nп/п |
Категория инвалидовнарушения |
Вариант организациидоступности объекта(формы обслуживания) |
1 |
Все категории инвалидов |
|
в том числе инвалиды: |
||
2 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
не доступно |
3 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Доступно частично избирательно |
4 |
с нарушениями зрения |
Доступно частично избирательно |
5 |
с нарушениями слуха |
доступно полностью |
6 |
с нарушениями умственного развития |
доступно полностью |
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
Nп/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, втом числе для основныхкатегорий инвалидов |
12 |
Территория, прилегающая к зданию (участок)Вход (входы) в здание |
доступно полностью всем |
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, временно недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха |
||
3 |
Путь (пути) движения внутри зданият.ч. пути эвакуации) |
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха |
4 |
Зона целевого назначения зданияпосещения объекта) |
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями умственного развития, для инвалидов с нарушениями слуха |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
Доступно частично избирательно для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоступно для инвалидов перемещающихся на инвалидных креслах-колясках, доступно полностью для инвалидов с нарушениями умственного развития |
7 |
Пути движения к объекту от остановки транспорта) |
индивидуальное решение с ТСР |